ЧАСЫ РАБОТЫ:
пн-пт с 10:00 до 18:00
сб, вс по договоренности
КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ:
+7 (83130) 75-222, +7 (999) 078-60-77, +7 (908) 762-01-27
АДРЕС ОФИСА:
г.Саров, ул. Советская, д.10 (справа от почты)

Развод на «коммуналке». Каких услуг не должно быть в платежке за ЖКХ

9 Апреля 2019
Елена Трегубова
Источник: Аргументы и Факты
08.04.2019
Источник фотографии

Для наживы на жильцах управляющие компании чаще всего используют строку «содержание общедомового имущества», включая в платежки одинаковые услуги дважды, рассказали АиФ.ru эксперты.

По подсчетам аналитиков Сбербанка, с января по сентябрь прошлого года соотечественники тратили на услуги ЖКХ в среднем 5038 рублей в месяц. При этом, по данным главы Федеральной антимопонольной службы Игоря Артемьева, за «коммуналку» россияне переплачивают более 100% от себестоимости.

Обычно граждане доверяют счетам за коммунальные услуги, которые им присылают управляющие компании, и оплачивают их «вслепую». Однако УК нередко вводят собственников жилья в заблуждение, включая в платежку одни и те же услуги, но с разными названиями, или вообще услуги, которых там быть не должно. Вместе с юристами АиФ.ru разбирался, каким должен быть честный документ на оплату ЖКХ.

Озеленение коммунальщиков

По закону в квитанции на оплату коммунальных услуг должно указываться полное название каждого вида услуг, размер тарифа, единица измерения объемов/количества коммунальных ресурсов, объем каждого вида коммунальных услуг и размер платы за них.

Расходы за содержание жилого помещения определяются в соответствии с требованиями законодательства, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем. Это расходы на оплату объемов холодной и горячей воды, электроэнергии, отопления, необходимых для надлежащего содержания общедомового имущества, говорит директор «Универсальной юридической конторы» Денис Костин. Проще говоря, взимание платы, например, за отопление подъезда совершенно законно.

Обмануть на освещении/отоплении подъезда, вписав в платежку сумму больше реально потраченной, для коммунальщиков проблематично: в домах стоят счетчики общедомового потребления ресурсов, которые могут проверить собственники жилья. По закону управляющие компании должны обеспечивать доступ жильцов к этим счетчикам. Поэтому самой популярной статьей развода для УК является «содержание общего имущества», которое включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений, а также земельного участка, на котором стоит дом, работы по озеленению и благоустройству.

Бывает, что в платежных документах жильцов, помимо строки «содержание общего имущества», оказывается отдельно «уборка подъезда», «уборка лифтов» или даже «облагораживание придомовой территории», а то и все вместе. Это незаконно. «Не может быть платы „за озеленение территории“, „уборку помещений“ и иные услуги, плата за которые уже включена в общедомовые нужды», — поясняет Костин.

В свою очередь, директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров говорит, что в платежке не должно быть следующих отдельных строк:

— сухая и влажная уборка коридоров, холлов, тамбуров, лифтовых площадок, галерей, лестничных площадок, пандусов;

— влажная протирка подоконников, перил лестниц, оконных решеток, почтовых ящиков и щитков для электросчетчиков, дверных ручек, полотен дверей;

— мытье окон;

— осуществление очистки систем защиты от грязи (к примеру, металлические решетки);

— проведение дезинсекции и дератизации;

— дезинфекция септиков, дворовых туалетов.

Как добавляет директор Департамента экспертизы тарифов «Инвест-аудит» Татьяна Шуклина, не должны управляющие компании собирать деньги на зарплату уборщиков, на инвентарь, на моющие средства. Все это уже включено в содержание общедомового имущества. И расходы на холодную/горячую воду для уборки подъезда тоже относятся к услугам в рамках содержания ОИ.

Поставь видеокамеры и оплачивай их

Управляющие компании не только включают в платежные квитанции одинаковые услуги, но и навязывают собственникам жилья дополнительные услуги. Как рассказала АиФ.ru руководитель Центра бесплатной юридической помощи Истры Оксана Комарова, известны случаи, когда УК буквально заставляли жильцов устанавливать в доме системы видеонаблюдения, камеры, сигнализации и прочие системы безопасности. Разумеется, за счет жильцов.

«При этом они включают в квитанции плату за эти самые устройства. Подобные действия со стороны управляющих компаний являются незаконными, ведь внести такой пункт оплаты можно только при условии, что было собрано общедомовое собрание и в его рамках официально было принято решение об установке», — подчеркивает юрист.

Найти управу на управляющую компанию

Если в документе на оплату жилищно-коммунальных услуг вдруг появляются сомнительные или новые пункты (за камеры видеонаблюдения или за консьержа), которые не были согласованы с жильцами, не спешите оплачивать эти услуги. Оксана Комарова рекомендует обратиться в управляющую компанию и выяснить, на каком основании в квитанции взялись новые строчки или десять пунктов с уборкой.

«Если мирно решить вопрос не удастся, следует скооперироваться с соседями и направить коллективную жалобу в Роспотребнадзор, прокуратуру и Жилищную инспекцию», — советует юрист.